«Рамблер» взял самоотвод

Автор: Федор Смирнов

На прошлой неделе гендиректор Rambler Media недвусмысленно заявил о прекращении борьбы на рынке горизонтального поиска. Это направление было признано бесперспективным, и «Рамблер» взял курс на медийные ориентиры. На самом деле, в этом признании нет ничего сенсационного, сказанное логично вытекает из событий последних двух месяцев. Очередной зигзаг «Рамблера» вызвал массу интерпретаций, разобраться в которых совсем не просто. Зачем старый игрок «покинул песочницу» и кто же там остался?



«Бегун» пошел, следующий – приготовиться!

Покупка «Бегуна» всемогущим Google в середине июля основательно встряхнула рынок. Еще тогда, комментируя сделку, Rambler Media изложила свои медийные стремления: стать «наиболее популярной интернет-страницей», «точкой входа», «открытым мультибрэндовым порталом». Как известно, «Бегун» был продан американцам целиком, включая долю «ФИНАМа» (49,9%), за $140 млн. В итоге «Рамблер», как минимум, разжился свободными средствами (порядка $50 млн.), которые пообещал израсходовать на новые приобретения. Избавившись от такого «лакомого» актива, компания понадеялась увеличить рентабельность по EBITDA до 20-25% и даже выполнить изначальный прогноз по выручке на 2008 год.

Некоторые увидели в этой сделке признаки «зрелости российского рынка интернет-рекламы». Мол, в выигрыше останутся все. Российский Google получит новый канал продаж и увеличит свою долю на рынке, «Рамблер» обеспечил себе поисковый движок, а «Бегун» — технологические преимущества. Сложившаяся ситуация заставит «Яндекс» спешно разрабатывать новые алгоритмы, от чего выиграют простые смертные. Далеко не все смотрели на происходящее с таким оптимизмом.

Безусловно, Google получил внушительную клиентскую базу, слаженную команду менеджеров и – автоматически – долю на рынке контекстной рекламы. Все это позволит американской компании на равных разговаривать с «Директом», эффективно работать с юрлицами, агентствами и нимало не комплексовать по поводу своего нерусского происхождения. В выигрыше осталась и команда «Бегуна», которая теперь так или иначе будет интегрирована в большой Google. Мотивы и выгоды «Рамблера» не столь очевидны. Потеря «Бегуна» на фоне медленно тающей доли рынка интернет-поиска равносильна утрате самостоятельности. Это нашло свое подтверждение 18 июля, когда компания сообщила, что намерена «усилить» поиск на rambler.ru за счет Google и трансляции контекстных объявлений AdSense. Уже тогда стало очевидно, что «тройка» превратилась в «двойку». Повод для пересудов оставляли лишь неясные формулировки об «усилении» и «дополнении».

Причины добровольно схода «Рамблера» с дистанции одним казались предельно ясными, другим, наоборот, — совершеннейшей загадкой. «Уже, как минимум, полгода известно о медийной ориентированности стратегии компании. Долгое время не было полной ясности по поводу развития поиска, но вопросы снялись после анонсирования сделки по продаже «Бегуна», — утверждает пресс-секретарь «ФИНАМа» Владислав Кочетков. Игорь Ашманов в комментариях на Roem.ru говорит о «странных ходах» и «резкой смене настроений», которым трудно найти логическое объяснение. Леонид Делицын высказал предположение, что следующей покупкой Google в России может стать сам «Рамблер», вместе со всеми его медийными активами.

Не путайте вертикали с горизонталями

Выход «Рамблера» из игры – свершившийся факт, хотя некоторые детали требуют пояснений. Как заверили TelNews в Rambler Media, смена курса затрагивает только традиционный, «горизонтальный» поиск. Вертикали, которые компания развивает уже больше года, не будут отданы на откуп партнерам из Google.

По словам Аркадия Морейниса, директора по разработке и развитию проектов Rambler Media, «поиск в целом является перспективным направлением». В «Рамблере» считают поиск многофункциональным продуктом, включающим как поиск по Интернету, так и поиск по другим специализированным наборам (базам) данных. Таким образом, речь идет о гибридной системе, которая объединит поисковые алгоритмы Google и собственные наработки «Рамблера».

«Все, что мы сделали — это договорились с Гуглом, что мы будем использовать их алгоритмы для улучшения нашего поиска по Интернету. Задача по улучшению и развитию поиска «Рамблера» в целом – это по-прежнему одна из наших основных задач», — прокомментировал смену приоритетов Аркадий Морейнис. Сокращать штат программистов, занимающихся разработкой поиска, также не планируется. «Огугливание» российского поисковика породило массу фантастических предположений о том, как же именно американский интернет-гигант будет переваривать «Бегуна» и порабощать «Рамблер». До официального завершения сделки (осень 2008 года) искать следы Google в российском поисковике бесполезно, выращивание гибридного поиска начнется после одобрения покупки антимонопольными органами.

Панихида по родной технологии

Продажа «Бегуна» могущественному конкуренту, надо полагать, не могла прийтись по вкусу «Яндексу». Пока этот актив находился в руках «соотечественника» с неопасной долей поискового рынка, «Директ» мог не слишком опасаться и свысока посматривать на AdSense. В «ФИНАМе» считают продажу «Бегуна», скорее, негативной новостью для «Яндекса». Конкуренты консолидировались, и теперь – через много лет после «убийственных» сценариев – основной интригой станет борьба между «Яндексом» и Google за лидерство. Дополнительный сценарий может быть связан с активизацией Yahoo.

В предстоящее противостояние российский поисковик уже постарался привнести патриотические нотки. «Россия является одной из немногих стран, в которой есть собственные поисковые технологии, доминирующие на рынке. В этом ряду кроме России стоят Китай, Корея и США. Своих конкурентоспособных поисковых технологий не оказалось, в частности, ни в одной стране Западной Европы», — прокомментировала происходящее команда «Яндекса» в корпоративном блоге. В их интерпретации Google не столько покупает бизнес «Бегуна», сколько получает дополнительную долю поискового рынка через «Рамблер». Рунет же лишается старейшей поисковой системы.

Такая смена расклада очень некстати и в свете предстоящего IPO «Яндекса», которого рынок ожидает в ближайшие месяцы. Впрочем, аналитики уверены, что усиление Google в России не способно расстроить планы отечественного поисковика. «Яндекс» все равно остается крайне привлекательным объектом для инвестиций — лидер рынка, показывающий высокие темпы роста и отличную рентабельность. Некоторое изменение конкурентной среды вряд ли может повлиять на интерес к компании со стороны инвесторов», — полагает Владислав Кочетков.